Возраст от 3-х до 7 лет — время, когда дети учатся взаимодействовать со сверстниками. И эти навыки в дальнейшем помогут им построить отношения в школе, а в далёком будущем и на работе.
Родителям полезно анализировать и наблюдать, с кем и в какие игры играет ребенок, как развиваются взаимодействия детей во время игры, каким ценным или вредным опытом наполняют игры жизнь ребенка. С одними детьми ребенок общается, с другими отказывается играть. Бывает наоборот, когда ему отказывают в общении. Проанализируйте, в чем причина такого поведения детей.
С кем играет ваш ребенок?
Есть общительные дети, которые доверчиво и легко находят контакт, свободно взаимодействуют и со старшими, и с младшими детьми. Другим сложно общаться с «малявками». Если ребенок играет преимущественно с младшими детьми и отказывается от общения со сверстниками, это может свидетельствовать о его неуверенности или указывать на горький опыт общения. Не найдя понимания у одногодков, такие дети играют с малышами, которые дают им возможность почувствовать свое превосходство.
Если ребенок легко и без конфликтов играет с детьми разных возрастов, это говорит о его контактности, коммуникабельности и адекватной самооценке.
Если родители замечают, что их ребенок не играет со сверстниками, то следует разобраться в причинах такого поведения и постараться научить его играть и с мальчишками, и с девчонками его возраста.
К пяти годам дети предпочитают выбирать себе компанию для игры так: мальчики с мальчиками, а девочки с девочками. Важным моментом является количество сверстников, с которыми у ребенка есть отношения. Если мальчишка играет исключительно с девчонкам, и это длится долгое время, необходимо проанализировать взаимоотношения ребенка с папой или дедушкой. Возможно, он копирует поведение мамы, и ему проще играть с представительницами слабого пола.
Есть дети, которые отдают предпочтение играм со взрослыми. Они ведут себя как взрослые. Им нравятся взрослые разговоры, их речь построена на таких же манерах и фразах, как у взрослых. Такие дети отказываются играть со сверстниками, мотивируя тем, что им не интересно. Это не является большой проблемой. Причиной такого поведения может быть внутренний страх общения с детьми и боязни быть непринятым в детском коллективе. Также похожее явление замечено у детей, которые растут среди взрослых и не имеют братиков или сестричек.
Какие игры любит малыш?
У дошкольников наблюдается такая тенденция в играх: подобное притягивает подобное. Можно наблюдать, как сильные дети играют и борются с сильными, творческие вместе рисуют и лепят, особо активные любят вместе побегать. Кому-то нравятся спокойные игры, требующие сосредоточения и внимательности, а кто-то любит подвижные и энергичные.
Выделяя особенности поведения ребенка во время игры, внимательные родители легко находят возможность правильно скоординировать действия ребенка и помочь ему найти хороших друзей.
Помогите ребенку обрести друзей, ведь детские игры, искренний восторг и радость малышей по время игр не сравнимы со взрослой жизнью. Постарайтесь привлечь внимание ребенка к детским играм и помочь ему обрести необходимый опыт общения со сверстниками. Это убережет ребенка от психологических травм и сделает его жизнь более яркой и интересной.